пятница, 12 июня 2015 г.


Организация музыкального воспитания в теплый период года (методические рекомендации)

Летнее время предназначено для отдыха детей и укрепления здоровья. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка.
Музыка – и действенное, и эмоциональное средство воспитания. Поэтому необходимо использовать музыку (песню) в беседах с детьми, на прогулках, сопровождать ею различную деятельность детей.
Хорошим стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе и на прогулке могут служить музыкальные игрушки, инструменты, пособия, игры, атрибуты. Их не должно быть много, они должны заменяться, обновляться; желательно менять и место их расположения в группе.
Интересны и полезны летом хороводные игры, игры, сопровождающиеся стихами, которые доступны детям с младшей группы. Ведь в теплое время года детям можно петь на улице. Больше времени летом у педагогов для организации музыкально – дидактических игр: «Узнай по голосу», «Тише – громче», «На чем играю?» и др.
Дальнейшее развитие получают игры – драматизации, которые тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми. Старшие дошкольники могут инсценировать стихи, песни, сказки и показывать их малышам.
Ритмические игры и игровые упражнения надо использовать на прогулках, в организационных моментах, чередуя с играми, пением, музыкально – дидактическими и театрализованными играм. Полезно проводить с детьми работу по закреплению знаний о природе, погоде, сезонах, растениях, используя и объединяя разные виды искусства. Например, цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста: «Удивительный мир цветов» (знакомство с полевыми и садовыми цветами, чтение х\л о розах, гладиолусах, пионах, васильках, ромашках; слушание музыкальных произведений П. Чайковского, С. Рахманинова; рассматривание натюрмортов П. Кончаловского, Н. Сапунова, А. Разумовской, И. Левитана, Ю. Пименова; заучивание стихов А. Толстого, Е. Серовой; создание открыток, рисование и аппликация цветов) или «Лето в поэзии, живописи, музыке», «Поляна сказок».
Летом с детьми проводятся музыкальные занятия. Их структура и методика не претерпевают особых изменений. По-возможности, занятия проводят на улице с использованием аккордеона, синтезатора, ТСО или детских музыкальных инструментов. При планировании и проведении занятий учитываются условия работы детского учреждения: состав детей, количество вновь пришедших, возраст (одинаковый или смешанный), имеющиеся навыки, интересы и т. д. В летнее время нельзя загружать детей обилием материала, давать сложные танцы, постановки, упражнения, которые потребуют большого напряжения внимания, усиленной тренировки. Весь материал должен опираться на имеющиеся у детей навыки. Новый репертуар следует разучивать с детьми без спешки, постепенно.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» выделен новый раздел – культурно-досуговая деятельность, которая рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, как основа формирования его общей культуры.
Летом чаще, чем зимой, проводятся вечера развлечений. В теплый период развлечения лучше проводить после полдника. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение длительное по времени – до 30-35 минут в старшем дошкольном возрасте, а в остальные дни – короткие по 5-15 минут. Такие развлекательные моменты должны проводиться с каждой группой отдельно.
Развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные и образовательные задачи. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки (певческие, двигательные). Исполнение стихов, драматизация сказок способствуют развитию звуковой культуры речи, обогащают словарь и речевые интонации, у детей развиваются творческие способности, организаторские навыки. Участие в разных видах деятельности сближает детей, помогает воспитателю лучше узнать их, создать дружный коллектив.
Развлечения очень разнообразны и по форме, и по содержанию. Можно выделить следующие основные их виды:
Вечера детской художественной самодеятельности: 
«Вечер любимой песни», 
«День рождения», 
«Сбор урожая» и т.д.
Спортивные развлечения «Вечер любимых игр»
Увеселительные прогулки в природу
Зрелища: кукольный, теневой театр, фланелеграф, инсценировки, просмотр кинофильмов, диафильмов.
Музыкально-литературные концерты: «Лето», «Люблю березку русскую», «Наш любимый композитор», «Сказки Корнея Чуковского», «Мы любим музыку».
Праздники: «Здравствуй, лето!»
По участникам можно выделить 3 вида развлечений: организованные силами взрослых: воспитателями, педагогами, родителями (они поют, читают рассказы, стихотворения, исполняют танцы, ставят спектакли кукольного или теневого театра), или где активные участники - сами дети. Но чаще всего в развлечениях принимают участие и взрослые, и дети. Программа развлечений может составляться или только взрослыми, или с участием детей, которые включают в нее свои любимые песни, танцы, инсценировки сказок, стихи.
Развлечения проводятся во всех возрастных группах, иногда для одной группы, а иногда для нескольких групп вместе — это зависит от содержания материала. При проведении праздника или развлечения взрослые должны следить за поведением детей, стимулировать их к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, хороводах, песнях и т.д. У детей должно быть питье. Динамичная деятельность детей должна сменяться менее активной, чередоваться с отдыхом, восприятием происходящего.
Некоторые развлечения проводятся еженедельно: просмотр диафильмов, слушание музыки, спектакли настольного театра, вечера самодеятельности, прогулки с сюрпризами, спортивные развлечения. Малышам можно показать заводные игрушки, потом спеть песни о них и прочитать стихи. Один раз в месяц проводится такой вечер, как «День рождения».
Вечера детской художественной самодеятельности - наиболее распространенная форма развлечения; они проводятся во всех возрастных группах. Содержание их соответствует требованиям «Программы». Для детей младших групп можно организовать концерты силами старших детей. Стихи, пляски могут исполняться ими по программе своей группы, но песни лучше подбирать те, которые знают дети младших групп, чтобы они могли петь вместе со старшими. Особенно большую радость доставляют игры, в которых участвуют и малыши, и старшие дети. Старшие исполняют ведущие роли, например в играх «Зайцы и волк», муз. М. Красева, «Плясовая», муз. Л. Бирнова, «Воробушки и автомобиль», муз. М. Раухвергера и Г. Фрида.
Большой интерес у детей вызывают вечера самодеятельности, в программу которых включается приход «Гостьюшки», «Бабушки - загадушки», «Сказочницы», персонажей детских мультфильмов и сказок.
Большие возможности летом для проведения любимых детьми игр-аттракционов. В младших группах спортивные развлечения проводят в игровой форме. Часто объединяют несколько игр одним сюжетом: «Путешествие в лес на поезде», «Гуляем в парке» и др. Интересно и в старшей группе объединить несколько игр одной темой, например, «Солнышко проснулось» (дети как бы путешествуют вместе с солнышком по двору). 
В план летних развлечений можно включить увеселительные прогулки. Тематические прогулки могут быть организованы как на участке детского сада, так и за его пределами: «Лето красное пришло», «Музыкальные ребята», «Солнечные зайчики», «Цыплята», «Мы веселые ребята», «Зайка серый», «В гостях у лесных зверей» и др. В прогулках за пределы детского сада должны участвовать несколько взрослых. Для детей младших групп целевые увеселительные прогулки проводятся недалеко от детского сада: в ближайший сквер, парк, зеленый дворик. Учитывать расстояния нужно обязательно: малыши не могут делать большие переходы. Хорошо малышам показать цветочные полянки или цветники: спеть песню о цветах, поводить хоровод. Большой интерес у детей старшего возраста вызывают игры с художественным текстом, например игра «Венок» (Е. Благининой). На зеленую полянку можно принести переносные качели, устроить магазин, в котором каждый ребенок может купить игрушки, поиграть с ними, показать знакомые сценки. Для детей большая радость найти по дороге сюрприз (заготовленный педагогами заранее): грибок или ягодку, цветок или шишку. Воспитатель поддерживает радость детей: предлагает ребятам вспомнить стихотворение о ромашке, жуке, отгадать загадки о грибах или ягодах, спеть любимые песни, послушать музыку, поиграть в подвижные игры. Закончить такую прогулку можно и иначе: детям будет особенно интересно, если вдруг из-за деревьев покажутся персонажи знакомой сказки и перед детьми разыграется театральное действие.
Для детей старших групп подготовку к развлечению можно начать за несколько дней с письма, которое дети находят во время одной из прогулок. Воспитатель читает детям письмо, в котором их приглашают на интересную встречу в парк (или …). В назначенный день дети собираются в гости. Там их ждет «Дедушка» (или «Лесовичок», «Водяной»…). Он загадывает загадки, а за правильные ответы появляются «ожившие» отгадки - герои детских литературных произведений, которые проводят с детьми игры. Закончить такую прогулку можно «чаепитием» в парке.
Если в детском саду есть отдельная площадка или хороший отдельный участок, то можно отвести его под «парк культуры и отдыха», куда каждая группа будет приходить в определенные дни. В парке дети могут поиграть с игрушками, которых нет в группе. Между деревьями можно повесить гамак, качели. Хорошо в парке устроить занимательные цели для метания, кольцебросы. В парке может быть натянута волейбольная сетка, желающие перебрасывают через нее мяч. В тенистом уголке — столик с книгами, вокруг него стулья и кресла — это читальный зал. Здесь же можно организовать настольные игры, расположить мольберты. Перед входом в парк дети берут билеты в кассе (старшие дети сами готовят их). В парке каждый ребенок выбирает себе занятие по собственному желанию.
Следует отметить зрелища для детей. С большим интересом дети смотрят инсценировки сказок, песен, стихотворений и охотно участвуют в них. Надо только выбрать простой, доступный, интересный материал, который дети легко могут усвоить. Легко инсценировать русские народные сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка», украинскую сказку «Колосок», сказку Л. Толстого «Три медведя», В. Сутеева «Под грибом», стихотворение С. Маршака «Перчатки», Б. Гая и Ф. Льва «Мотор заглох». Хорошо в репертуар включать комические сценки, постановки-шутки, например инсценировку сценки клоунов «Тинти — Винти» О. Гернет; песни: «Сорок четыре веселых чижа» А. Александрова. В подготовке таких инсценировок участвуют дети старшего возраста, но показывать их можно во всех возрастных группах.
Следует отметить ряд зрелищ, которые взрослые могут показывать детям.
Театр пяти пальцев. Он представляет собой перчатку, на каждый палец которой надета фигурка человека или животного. На тыльной стороне можно прикрепить декорацию соответствующего размера — плоскостной домик или дерево. В младших группах детского сада можно показывать такие сценки. Большой палец — бабушка, остальные — внучки. Бабушка зовет к себе по очереди то одну, то другую внучку. Пальцы из положения согнутых в кулак выпрямляются — внучки выходят и здороваются с детьми. Бабушка предлагает внучкам спеть песенку, а детей просит помочь им. Дети охотно поют знакомые песни: «Петушок», «Корова», «Ладушки», «Праздник» и др. Интересно проходит игра «в прятки». Бабушка, познакомив с каждой внучкой, сказав, как их зовут, предлагает детям закрыть глаза и угадать, какая внучка спрячется. Загибается то один, то другой палец, а иногда два сразу. Когда — бабушка скажет: «Пора!» — дети открывают глаза и называют, кого нет — Маши или Кати и т. д. Иногда внучки ходят за ягодами и грибами, нагибаются и собирают их. Внучки могут водить хоровод. (Рука с поднятыми вверх пальцами поворачивается то вправо, то влево.) Любят внучки слушать бабушкины сказки, а заодно слушают их и малыши. Внучки иногда задают бабушке вопросы, уточняя содержание сказки. Бабушка предлагает ответить на них детям. В такие развлечения хорошо включать пальчиковые игры и упражнения, которые выполняют сами дети.
Настольный театр игрушек — зрелище, в основном, для детей младшей и средней групп. Он не требует специальных кукол, особых декораций — действие развертывается на столе, а действующими лицами являются самые обычные игрушки, с которыми дети ежедневно играют. Интересные сценки можно взять из книги «Кукольный театр — дошкольникам»: «Игра в прятки», «Мишка болен» и др. Воспитатель говорит текст и по ходу его вводит тот или иной персонаж, меняя тембр голоса и интонацию.
Любимое зрелище детей — кукольный театр. Для постановки пьес и сценок в этом театре требуются специальные куклы и ширма. Исполнять сказки и сценки могут не только взрослые, но и дети подготовительной группы.
Если в постановке участвуют только дети, ширма и куклы должны быть небольшого размера.
Вызывает интерес у детей театр теней. Для показа в теневом театре можно использовать несложные сказки, например народную сказку «Теремок», «Сказку о глупом мышонке» С. Маршака и др. Контуры к некоторым постановкам имеются в приложении к книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр — дошкольникам».
Спектакли кукольного театра, настольного, с использованием фланелеграфа могут подготовить дети подготовительной группы. Малыши любят встречи со своими старшими товарищами, выступающими в роли актеров, рассказчиков.
Для постановки спектаклей для младших групп силами старших детей можно взять сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Кто колечко найдет?» С. Маршака, «Кто сказал мяу?» В. Сутеева, «Кто как кричит?» А. Барто и др. Используя фланелеграф, можно показать сказку К. Чуковского «Цыпленок». Детям средней группы старшие могут показать спектакль «Два жадных медвежонка» (по венгерской народной сказке), используя настольный театр.
Музыкально-литературные концерты в летнее время доставляют детям большое удовольствие. Они повышают музыкальную культуру детей, способствуют развитию музыкальности. Концерты могут быть тематическими: «Дружат дети всей земли», «Кем быть?», «Люблю березку русскую», «Хоровод цветов» и другие. В детских садах проводятся литературные концерты, посвященные творчеству писателей: С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, А.С. Пушкина. Они углубляют интерес детей к художественной литературе, обогащают их новыми впечатлениями, радостными эмоциями. Интересно проходят концерты, посвященные творчеству композиторов: П.И. Чайковского, М. И. Глинки, Н.А. Римского – Корсакова, С.С. Прокофьева. Литературные концерты, как и музыкальные, проводятся, в основном, для детей старшего возраста.
Летом мы имеем возможность продолжить знакомство детей с произведениями устного народного творчества. Можно устроить для старших детей концерты, программа которых была бы составлена из произведений русского народного творчества. Начать концерт можно словами ведущего, обращенными к детям: «Сегодня вы послушаете русскую народную музыку, песни, исполните народные танцы, прочтете стихи, загадаете загадки, поиграете в народные игры. Все это создано русским народом очень давно, когда люди не умели писать, не знали нот. Стихи и песни не записывались. Старики пели песни, рассказывали сказки, стихи молодым, а молодые своим детям; так они дошли до наших дней. Мы любим и бережем все, что было создано народом». Дети слушают народную музыку, исполняют русские народные песни, стихи, потешки, частушки, сценки, играют в народные игры.
Кроме перечисленных видов развлечений, которые проводятся в летнее время эпизодически, каждый день ребят должны ожидать интересные беседы, встречи с любимыми игрушками, сказками, песнями, аудиозаписями песен и сказок, занимательными диафильмами.
Рекомендуемая литература
1. И. Л. Дзержинская. Развлечения и праздники в детском саду.
2. «Нам весело», сост. Ф. М. Орлова, Е. Н. Соковнина.
3. «И весело и серьезно», сост.- Т. Белоненко, М. Литвинова.
4. «Русская природа», сост. Т. Белоненко, М. Литвинова.
5. Т. Н. Караманенко. «Кукольный театр — дошкольникам.
6. Г. В. Генов. Теневой театр для самых маленьких.
7. С.Я. Файнштейн «Детский сад летом»
8. С.И. Мерзлякова, Л.В. Куцакова «Росинка» В мире прекрасного.
9. М. Б. Зацепина «Культурно – досуговая деятельность в детском саду»
10. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста»

Комментариев нет:

Отправить комментарий