Музыкальное воспитание ребенка
от 1 до 3 лет
Первый год – это стартовая площадка для запуска всех
возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее
развитие малыша. Почему?
Во-первых, с этого момента он начинает не ползать, а ходить, а значит – значительно лучше и полнее видеть окружающий мир. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими дает значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки различные предметы и музыкальные игрушки.
Во-первых, с этого момента он начинает не ползать, а ходить, а значит – значительно лучше и полнее видеть окружающий мир. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими дает значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки различные предметы и музыкальные игрушки.
Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, играющие
мелодии машинки и др.) сейчас выпускается огромное количество.
При этом вам, возможно пригодятся несколько правил.
1.Музыкальные игрушки должны быть не спрятаны в
шкафу, а лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться. Это
дает возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша
интересует.
2.Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие
звуки.
3.Музыкальных игрушек не должно быть чересчур
много. Если буквально все, к чему прикасается ребенок, звучит и поет, это явный
перебор. Наступает звуковое пресыщение, когда музыка воспринимается не как
радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.
В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша
приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих
музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты
развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребенка, формируют
его музыкальный вкус.
В покупке таких инструментов тоже надо знать меру. Иногда
родители покупают сразу много музыкальных инструментов и игрушек. Малыш мечется
от одного к другому, быстро устает от избытка впечатлений и, наконец,
забрасывает в угол все это звенящее, поющее, свистящее богатство, так и не
научившись играть. Детские музыкальные инструменты следует осваивать
поочередно. Пока ребенок не научился играть на одном, не стоит давать ему
следующий. И здесь, конечно, потребуется ваша помощь.
Попробуйте вместе с ребенком подбирать мелодии на слух.
Это не только развивает его музыкальные способности, не только доставляет
ребенку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на
настоящем музыкальном инструменте.
Начинайте с подбора самых простых мелодий, состоящих из
двух-трех и даже одной ноты, например: «Тра-та-та, тра-та-та, от-во-ряй-те во-ро-та». Сначала напойте песенку, а потом
покажите малышу, как это звучит на том или ином инструменте. Дети в этом
возрасте обожают подражать, и ваши сын или дочка непременно постараются
подобрать мелодию сами. Похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно
мелодии и песенки можно усложнять.
Теперь о том, как научить малышей петь и танцевать.
Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные
способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа
ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь
«раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере
проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все больше
проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески
поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон либо предмет,
изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому
научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем,
вы поете ребенку песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев – быстро.
Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время
запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева –
прыгает.
Можно использовать при пении и иллюстрации. Например,
когда вы поете новогоднюю песенку – перед ребенком лежит рисунок Деда Мороза,
Снегурочки или просто зимний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе –
изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить
внимание, войти в образ песни.
Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под
музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать
движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто
доставляют радость. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы помочь крохе
овладеть простейшими танцевальными движениями.
Научите малыша покружиться под музыку, ритмично
пристукнуть каблуком в такт, прохлопать в ладоши и другим движениям. Часто
маленькие дети танцуют, не слушая музыку. Обратите на это их внимание.
Объясните также, что под музыку марша шагают бодро, делают четкие, уверенные
движения. Под плавную музыку выполняются медленные, спокойные движения.
Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами или вместе с вами под
нее самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения. Вы увидите,
насколько велики способности крохи к двигательной импровизации
Очень хорошо, когда танцам малыша учит старший брат или
сестра. Не надо забывать один из важных принципов педагогики Марии Монтессори
«Дети обучают других детей лучше, чем взрослые».
Неплохо при возможности пригласить друзей вашего ребенка и устроить групповые танцы. В этом случае взрослый или ребенок, умеющий танцевать, встает в центр круга, а все выполняют движения за ним.
Неплохо при возможности пригласить друзей вашего ребенка и устроить групповые танцы. В этом случае взрослый или ребенок, умеющий танцевать, встает в центр круга, а все выполняют движения за ним.
Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь
малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того,
наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего раньше
не знали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий