Методическая копилка



   Уважаемые гости!
На этой странице я буду знакомить педагогов с методическими рекомендациями 
о музыкальном воспитании дошкольников.
МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

Роль музыки в жизни детского сада
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, прогулок, утренней гимнастики и т.д.
Включение музыки в повседневную жизнь детей определяется целями и задачами воспитания. А также, для успешного включения в различные моменты жизни детей в группе, музыкальный репертуар должен быть разнообразен и всесторонне учитывать возможности, склонности и интересы детей данной группы.
Для того, чтобы жизнь детей в группе стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего мира могли быть самостоятельно ими применены, следует добиваться самого естественного и непринужденного включения музыки в повседневную детскую деятельность.
Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы группового досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.
Музыка в часы досуга
Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий.
С большим удовольствием они слушают, песни, танцевальную и инструментальную музыку в записи во время игр, досуговой деятельности и в другие моменты своей групповой жизнедеятельности.
У детей старшего дошкольного возраста интерес возникает к музыке определенного характера и жанра. Можно сказать, что у детей этого возраста уже появляются любимые музыкальные произведения и музыкальные предпочтения. Появляется потребность слушать любимые музыкальные произведения как можно чаще. Поэтому в каждой группе имеется музыкальный центр и аудиозаписи любимых песен, сказок, инструментальной музыки, инсценировок, танцев. И воспитателям необходимо всемерно поддерживать интерес детей к музыке, желание ее слушать.
Основной задачей воспитателя в группе, в плане музыкального воспитания, является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью воспитатель поет с детьми песни, помогает освоить приемы игры на музыкальных инструментах, сложные элементы танцев. Повторение и закрепление музыкальных умений и навыков в группе помогают детям в дальнейшем более уверенно чувствовать себя на музыкальных занятиях, на праздниках, более полно реализовывать свои музыкальные желания и стремления.
Можно использовать диафильмы с музыкальным сопровождением. В досугах, посвященных дням рождения детей, можно устроить маленький концерт для именинника (ков): спеть знакомую песню, станцевать любимый танец, сыграть на музыкальных инструментах, «сочинить» музыкальное произведение, сказку или сценку – все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно их товарищу, друзьям.
Музыка во время игр детей
Среди неизмеримого количества детских игр, в дошкольном периоде большой любовью детей пользуются игры, связанные с музыкой. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие» и т.д., дети имитируют игру на музыкальных инструментах, поют знакомые песни, танцуют, водят хороводы, импровизируют, «сочиняют» собственные небольшие пьески.
Даже если игры детей не связаны с непосредственно музыкальной деятельностью, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже имеет место быть.
Так, дети часто используют музыкальные инструменты для звуковоспроизведения различных сигналов и звуков. Веселая песенка может сопровождать «путешествие на автомобиле» или на «прогулке». Маршевые четкие ритмы можно отстукивать любыми кубиками, палочками и т.д.
Многие музыкально-дидактические игры дети любят повторять в игровой, повседневной жизни. Помощь взрослого (воспитателя) в такой деятельности переоценить невозможно.
Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты. Играя в группе, воспитатель может с детьми повторять, закреплять навыки различного звуковоспроизведения.
С помощью аудиозаписи можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки, слушая которую дети определяют танец – Полька, Вальс или Русская плясовая. Двигаясь под музыку, дети более правильно определяют танец и развивают свои творческие навыки.
Музыка на прогулке
Музыка оказывает воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, вызывая различные накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем водить хороводы, играть в разнообразные игры (с пением и без), петь любимые песни, многие песни можно интересно инсценировать, можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.
При наличии определенных навыков игры на инструментах, детей можно объединять в ансамбль.
Музыка на художественных занятиях
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыка так же может быть широко применена.
Знакомя детей с русскими народными сказками, взрослый может сопровождать рассказ исполнением небольших песенок, характеризующих персонажей. Сначала песенку может исполнять взрослый, а когда сказка будет усвоена, дети могут исполнить ее самостоятельно.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог будет использовать детские музыкальные инструменты. Звукоподражание действиям и движениям персонажей сказки не только «озвучат» действие сюжета, но и повысит эмоциональное восприятие детей, покажет им все возможности детского музыкального инструмента, раскроет творческий потенциал, разбудит слуховое воображение
Яркие музыкальные образы могут сопровождать и разучивание стихотворений и рисование различных художественных образов.
Например: перед разучиванием стихотворения «Осень» А.С.Пушкина (старшая группа) целесообразно прослушать «Осеннюю песню» П.И.Чайковского. Интегрированные, комплексные занятия предоставляют большие возможности для взаимодействия музыки с художественной и продуктивной деятельностью детей, развивая их эмоциональный творческий потенциал.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.
На занятиях по рисованию в младшей группе педагог учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры – ритмичные мазки называет капельками дождя, при этом напевает «Дождик, дождик, пуще…» сначала медленнее, а потом все быстрее и быстрее.
Музыка в различных видах деятельности дошкольника активно применяется благодаря творческой организационной деятельности педагога.
Использование музыки в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной творческой инициативы, развивает образность мышления, активность восприятия, формирует музыкальный вкус и культуру.


Музыкально-дидактическая игра 
как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.
Также игра является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. В работах ученых неоднократно подчеркивалось ее развивающее значение на детей данного возраста (Е. И. Тихеева, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова) 
Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, функцию отдыха, организаторскую, ценностно-ориентационную и др. 
В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка.
Некоторые игры направлены на формирование умений и навыков какой-либо деятельности, другие- определенных качеств личности (коммуникативных умений, выдержки, воли, самостоятельности, активности, развитие способностей (общих и специальных).
В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей эмоционального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей.                                                         
Музыкальные игры различны по задачам и видам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности, другие - на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке).
Среди различных видов игр в музыкальной деятельности дошкольников особое место занимают музыкально-дидактические игры. Специфика их в том, что они содержат в себе обучающую (и воспитывающую) задачу, игровые действия детей и игровые правила. 
Проведение музыкально-дидактических игр включает в себя ознакомление с ее содержанием, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, повторение игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Основное назначение музыкально-дидактических игр:
-Формировать у детей музыкальные способности
-в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте
-развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух
- побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе НОД по МРД. 


Знаете ли вы, 


что пение – это универсальное средство для совершения самомассажа внутренних органов? Такой массаж улучшает функционирование органов и способствует их оздоровлению. По мнению учёных, каждый орган в человеческом теле имеет свою частоту вибраций. Когда человек заболевает, соответственно меняется и частота внутреннего органа, который нездоров. Из-за этого происходит разлад в работе всего организма. При помощи пения можно воздействовать на нездоровый орган, помогая ему настроиться на верную частоту вибрации. Почему так происходит? При пении всего лишь 20% исходящего звука распространяется во внешней среде. 80 же процентов звука идёт внутрь организма, воздействуя на наши органы. Поэтому вибрация от пения способно позитивно воздействовать на наши внутренние органы. 
Отдельно нужно отметить, что во время пения происходит активная работа диафрагмы. Такое её функционирование массирует печень и, тем самым, предотвращает застои желчи в ней. Также улучшается работа органов брюшной полости.
Влияние гласных звуков
“А” – снимает различные боли, позитивно влияет на работу сердца и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает сильное воздействие на весь организм в целом, способствуя насыщению тканей кислородом.
“И” – используйте для лечения глаз, ушей, а также тонкого кишечника. “Прочищает” нос, стимулирует работу сердца.
“О” – помогает избавиться от кашля, бронхита, трахеита и даже воспаления легких. Снимает спазмы, облегчает течение туберкулеза легких.
“У” – облегчает дыхание, стимулирует работу почек, лечит голосовые связки и все органы, которые располагаются в области живота.
“Ы” – помощь при лечении ушей. Кроме того, этот гласный улучшает дыхание.
“Э” – оказывает благотворное воздействие на работу головного мозга.
Влияние согласных звуков
Учеными была доказана исцеляющая сила ряда согласных звуков:
“В”, “М”, “Н” – позитивно воздействуют на функционирование головного мозга.
“С” – полезен для сердца, кишечника, сосудов, желез внутренней секреции.
“Щ”, “К” – помощь при лечении заболеваний ушей.
“Х” – освобождает организм от негативной энергии и отработанных веществ, улучшает дыхание.
Влияние звукосочетаний
“ОМ” – помогает в случаях, если необходимо снизить внутреннее давление. Это сочетание звуков способно привести в баланс тело, ум и сердце. 
“УХ”, “АХ”, “ОХ” – освобождают организм от отработанных веществ и негативной энергии.
Важно отметить, что эти звуки нужно не просто проговаривать, их следует пропевать.
Пение и органы дыхания
Известный факт, что пение – это во многом искусство правильного дыхания. Дыхание – основа жизни и функционирования нашего организма. При пении происходит тренировка диафрагмального дыхания, развивается дыхательная мускулатура, а также улучшается дренаж легких. При таких заболеваниях, как бронхиальная астма, пневмония и бронхит, происходит перевозбуждение симпатической системы. Вдох и следующая за ним задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Существуют особые методы лечения астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы, и когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи выписывают направление на пение в хоре, это уже не вызывает удивления. Исполнение песен не просто устраняет приступы, но и лечит это заболевание полностью.
Пение – это ещё и профилактика простудных заболеваний. Вокал способен “прокачивать” трахеи и бронхи. Известное, что пение – это превосходная вентиляция легких, а также их тренировка. Для юного организма это крайне важно. У поющих людей со временем увеличивается емкость легких. Это добавляет нашему организму запаса прочности.
Когда человек поёт, его дыхание выстраивается следующим образом: вдох происходит быстро, а выдох – значительно медленнее. Результатом становится тот факт, что в крови человека понижается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа, который действует как раздражитель и активизирует защитные силы нашего организма. Поэтому пение является профилактикой простудных заболеваний, давая постоянные тренировки защитной системе нашего здоровья. Американские ученые провели исследования среди исполнителей одной оперной группы. В результате оказалось, что пение не только развивает легкие и грудную клетку, но и значительно укрепляет сердце. Поэтому продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов выше средней на порядок. 
Пение и депрессия
Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для излечения с самыми разнообразными заболеваниями. Известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни при помощи вокальных упражнений. В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В древности люди интуитивно угадывали наличие в пении грандиозной оздоровительной силы, просто не могли научно обосновать этот факт.

Пойте и будьте здоровы!




Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.
Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и другими средствами), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности.

Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.
Детям прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания:
·  умение выслушать произведение до конца;
·  следить за его развитием;
·  запоминать и узнавать его;
·  различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В процессе слушания музыки, в единстве с музыкально-эстетическими, осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства.
Музыкальность — это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства — от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «…тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

Музыкальность предстает как комплекс способностей.

Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:
1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, то есть чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
2. Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.
Развитие музыкальности зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.

В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений:
   учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее;
     у них развивается музыкальное восприятие-мышление — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.
Музыкальное восприятие — состоявшееся восприятие, прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественный эстетический феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха».
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, работа по слушанию и восприятию музыки углубляется. Она выступает и как раздел занятия, и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительная динамика наблюдается в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.
Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.
Использую в повседневной жизни детского сада активное восприятие музыки:
·  тематические концерты,
·  беседы-концерты,
·  вечера.
Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах.
Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.
Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.
Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:
·  узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
·  способствует развитию обобщения;
·  обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).
Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Ребенку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах.

В каждой группе имеются аудиокассеты с записями классической, народной и детской музыки.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. И поэтому работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Формы нашей работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию докладов на родительских собраниях, а также оформление стендов.
Краски и звуки в искусстве сосуществовали всегда. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку является детский рисунок. Л.С. Выгодский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность легко выразить то, что им владеет.
Интегрированные занятия, на которых восприятие музыки объединялось с рисованием, дали ряд примеров интересных цвето-звуковых соощущений у детей. Так, они с восхищением слушали и прекрасно запоминали сказочно-таинственную музыку, а затем воплощали свои впечатления на бумаге.
Дети передают в своих рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая ее динамичный характер.
Значительным для детей и взрослых событием является выставка детских рисунков, которая оформляется в группе. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали. После выставки дети уносят свои рисунки домой. Воплощенная в красках музыка продолжает «звучать», становится для ребенка еще более близкой и интересной.
В заключении, могу сказать о том, что организованная система по формированию у детей музыкальной восприимчивости, на музыкальных занятиях, и использованных разнообразных форм организации музыкальной деятельности по слушанию и восприятию музыки способствует развитию у детей музыкальности, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности эмоциональной сферы.

Список используемой литературы:

·       Апраскина О.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.
· Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981г.
· Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
· Дошкольное воспитание. Основы системы музыкального восприятия.
· Метлов Н.А. Музыка — детям. М.: Просвещение, 1985.
· Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2000.
· Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
· Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М., 1999.
· Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающих развивающих программ для дошкольного образования. Учебно-методическое пособие, Москва, 2012
· Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде /Детский сад от А до Я. – 2003. — № 1.



Комментариев нет:

Отправить комментарий