Звуки, которые нас окружают
Мир звуков окружает ребёнка с момента рождения (а вернее
он живёт в нём ещё до рождения).
В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и нам следует помочь ребёнку сделать верные шаги, чтобы музыка стала богатейшим достижением его жизни. Постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления.
В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и нам следует помочь ребёнку сделать верные шаги, чтобы музыка стала богатейшим достижением его жизни. Постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления.
Ребёнок не только слышит разные звуки, он различает их.
Обычно малыши очень рано что-то мурлычут, напевают. Как правило, детям нравится
красивое, выразительное чтение стихов. Малыши тянутся к звукам, к музыке.
Давайте помогать им в этом.
Очень важно для развития слуха научить ребёнка слышать звуки природы. Прислушайтесь с малышом к звукам леса, а потом расскажите где и что звучит, близко или далеко поёт птичка, шуршит листва и т.д.
Очень важно для развития слуха научить ребёнка слышать звуки природы. Прислушайтесь с малышом к звукам леса, а потом расскажите где и что звучит, близко или далеко поёт птичка, шуршит листва и т.д.
Интересно предложить послушать запись голосов птиц, сначала тех, которые детям
знакомы, затем новые голоса.
Вот такое постепенное приобщение ребёнка к миру звуков должно дать его понимание того, что музыкальные звуки - это нечто близкое к нему, связанное с его окружением, с природой.
Музыкальное воспитание ребенка
Вот такое постепенное приобщение ребёнка к миру звуков должно дать его понимание того, что музыкальные звуки - это нечто близкое к нему, связанное с его окружением, с природой.
Мелодии для самых маленьких. Как приучать малыша к музыке
Нужно ли учить ребенка музыке? Сегодня специалисты
рекомендуют начинать приобщать малыша к музыке задолго до того, как он сможет
дотянуться до клавиш рояля.
Моя первая филармония
Педагоги, психологи, музыканты едины во мнении, что
вводить кроху в мир музыки нужно еще до рождения. Малыш способен слышать звуки
уже на 6-ом месяце беременности, а улавливать колебания звуковых волн - намного
раньше. Гармоничные волновые колебания передают импульс околоплодным водам и
непосредственно воздействуют на каждую клеточку тела и особенно мозга. Музыка
способствует активному росту мозга плода, активизирует формирование зон коры,
отвечающих за речь, логические операции, интуитивное и ассоциативное мышление.
И, конечно же, способствует развитию слуха и чувства ритма. Правильно
организовать "концертный зал" в собственном животике не так просто,
как кажется на первый взгляд. Чтобы музыка принесла пользу, а не вред, следует
учесть очень многое.
Репертуар
Музыка, самое абстрактное и отвлеченное из искусств,
требует, прежде всего, эмоционального отклика, сопереживания. А малыш в мамином
животике, как крошечный эмоциональный локатор, улавливает каждое движение ее
души. Если музыка не будет доставлять удовольствия вам, она не принесет особой
пользы и крохе. Полагайтесь на собственный вкус, который у беременных нередко
бывает столь же причудливым и переменчивым, как и пищевые пристрастия: от
ноктюрнов Шопена и вальсов Штрауса до французской самбы и негритянского джаза.
Исполнение
Постарайтесь приобрести хороший музыкальный центр или
хотя бы CD-проигрыватель, он пригодится вам, и когда ваш малыш появится на
свет. Чтобы гарантировать качественное звучание и отсутствие помех, которые
могут быть вредны для малыша, выбирайте только лицензионные диски. Лучше -
предназначенные специально для детей. Считается, что живая инструментальная
музыка намного полезнее записей, особенно цифровых. Техника, даже самая
качественная и дорогостоящая, пока еще не дает тех параметров звучания, которые
полностью совпадали бы с параметрами "живого" звука. Поэтому
старайтесь время от времени выбираться на симфонические или камерные концерты.
Музицирование
Самая полезная для ребенка музыка - это та, которую исполняет
сама мама. Однако если вы играете на инструменте, резонатор которого примыкает
непосредственно к животу (гитара, мандолина, виолончель и т.д.), не стоит
делать это часто и подолгу: интенсивность звука и вибрация будут слишком
сильными. Оптимальные инструменты для музицирования во время беременности -
фортепиано и флейта. Фортепиано обладает самой богатой звуковой палитрой,
полной нюансов и полутонов, а при игре на флейте, как и при плавании,
активизируются кислородный обмен и кровоток у мамы и малыша.
Танцы
У детей, мамы которых танцевали во время беременности,
прекрасно развито чувство ритма. Ведь кроха в животике "танцует"
вместе с мамой, улавливая тончайшие нюансы каждого вашего движения. Не стоит
отплясывать на восьмом месяце рок-н-ролл, а вот покружиться под ритмичную
небыструю музыку, выполнить несложные ритмические упражнения или просто
грациозно подвигать в такт музыке руками, плечами, головой полезно на любом
сроке.
Грудничковый репертуар Правильно подобранная музыка
поможет структурировать день вашего ребенка. Когда вы играете с малышом,
делаете массаж или гимнастику, включите ритмичную,бодрящую музыку:
"Турецкий марш" Моцарта, "Менуэт" Боккерини,
"Шутку" Баха, вальсы Штрауса и Шопена, струнные квартеты Гайдна. Во
время кормления грудью, чтобы малыш хорошо сосал и не засыпал у груди,
подбирайте динамичные, но не слишком быстрые произведения: "Времена
года" Вивальди, "Детский альбом" Чайковского, 40-ю симфонию
Моцарта, 6-ю симфонию Чайковского, кларнетные квинтеты Моцарта,
"Венгерскую рапсодию" Листа. Можно подобрать и произведения, которые
помогут расслабиться перед сном: "Итальянский концерт" Баха,
"Симфонию" Гайдна, "Колыбельную" Брамса, "Свет
луны" Шуберта, "Симфонию ля-минор" и "Лунную сонату"
Бетховена, "Грезы" Шумана. Если вы затрудняетесь с выбором,
приобретите тематические диски для детей, где подобраны подходящие для
маленьких детей музыкальные произведения в нежной аранжировке.
Споем, малыш!
Живой и любимый мамин голос для малыша полезнее любого,
самого высоко профессионального исполнения. Конечно, те, кто от природы наделен
хорошими музыкальными способностями, поют детям много и с удовольствием. Но
часто мама полагает, что, если медведь отдавил ей в детстве оба уха, лучше
помалкивать даже наедине с собственным ребенком. Но даже при полном отсутствии
музыкальных способностей совсем несложно выучить несколько простеньких детских
песенок.
Ритмический рисунок
В первые месяцы после рождения тактильные ощущения -
главный источник информации о мире. Лучший способ развития чувства ритма -
массаж под музыку. Подберите детские песенки-потешки и, когда делаете малышу
массаж, пойте их или включайте диск. Хорошо, если каждому массажному приему
будет соответствовать строго определенный ритм. То же самое касается и
гимнастики. Очень полезно, взяв ребенка на руки, простукивать его ладошкой
ритмический рисунок несложных детских песенок-потешек. Можно попробовать
танцевать вместе малышом, взяв его на руки или посадив в слинг. Если вы
танцевали до его рождения, поставьте ту же музыку и делайте те же движения.
Малыш обязательно вспомнит свой пренатальный опыт. После 3-4 месяцев можно не
просто кружиться вместе с ребенком, но и покачивать его, слегка подбрасывать,
махать в такт его ручками. Ближе к году, когда малыш научится стоять
самостоятельно, он с радостью будет делать вместе с вами движения под музыку:
раскачиваться, приседать, а потом и кружиться.
В мире звуков
Чем больше разнообразных звуков будет окружать малыша,
тем лучше будет развиваться его слух. Помимо покупных погремушек сделайте
погремушки-"шуршалочки", насыпав в маленькие, плотно закрывающиеся
емкости (футляр от пипетки, коробочка от киндер-сюрприза) немного крупы,
гороха, макарон. Это приучит ребенка прислушиваться к негромким, нежным звукам.
Приобретите колокольчики различной высоты и тембра и развесьте их так, чтобы
малыш мог легко до них дотянуться ручками и ножками. Обязательно комментируйте,
какие получаются звуки: "Этот колокольчик тихо звенит, тоненько. А у того
голос громкий, звонкий".
В 6-8 месяцев, когда ребенок научится стучать предметом о
предмет, позаботьтесь, чтобы ему было чем и обо что постучать. Подойдут
перевернутые пустые коробки, наполненные крупами пластиковые бутылки, кастрюли,
деревянные ложки. Возьмите ручку малыша в свою и простучите ритмический рисунок
известной ему песенки на разных "инструментах". После полугода нужно
познакомить ребенка и с правильно настроенными музыкальными инструментами.
Приобретите детские шумовые инструменты: металлофон, треугольник, бубен, маракасы,
флейту. После 8-9 месяцев запишите на компакт-диск звучание 5-7 известных
ребенку предметов домашнего обихода и детских музыкальных инструментов.
Поставьте перед ребенком 1-2 предмета, включите запись и спросите, на чем это
играют. Очень скоро он научится самостоятельно определять звуки. Затем задание
можно будет усложнить. Дайте ребенку прослушать подряд несколько записей.
Каждый предмет или инструмент при этом должен звучать не менее 30 секунд, паузы
между звуками разных предметов - 10 секунд. Затем постучите по
"инструментам" в нужной последовательности, вложив ручки малыша в
свои. Довольно скоро малыш сообразит, что именно от него требуется, и с
удовольствием начнет сам стучать по кастрюлькам и коробкам. Можно попробовать
постучать по "ударным инструментам" разными предметами: деревянной и
металлической ложками, пластиковой бутылкой, картонной трубочкой и т.д. - и
сравнить получившиеся звуки.
Музыкальное детство
Пение - это прекрасный способ установить эмоциональный
контакт с малышом, вовлечь его в диалог. Когда ребенок начинает гулить,
посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и повторите звуки, которые он произносит,
переложив их на какой-нибудь несложный мотив. Варьируйте звук: меняйте ритм,
высоту, тембр. Попробуйте в ответ на лепет спеть звук, которого нет в
репертуаре малыша.
Несмотря на всю пользу классической музыки, не нужно,
чтобы она звучала в детской постоянно. Ребенок должен научиться "слушать
тишину", различая в ней звуки обыденной жизни: скрип двери, шелест ветра,
щебетание птиц, шуршание бумаги.
Без насилия Занимаясь с крохой музыкой, не забывайте о
"золотом правиле" раннего развития: любое развивающее занятие должно
закончиться раньше, чем оно прискучит малышу, даже если это произойдет всего
лишь через одну-две минуты. Ведь времени у вас впереди предостаточно, и пока
что самое важное - не добиться каких-то сногсшибательных результатов, а
показать крохе, как удивительно богат и волшебно красив мир звуков. Вам
кажется, этого мало? Что же, подождите совсем чуть-чуть, и вы убедитесь, что
это совсем не так!
Неправильно, чтобы у малыша создавалось ощущение, что
музыка нужна только для того, чтобы танцевать, прыгать, хлопать в ладоши. Те же
произведения, которые вы используете для ритмических игр, полезно время от
времени просто спокойно послушать, отдаваясь стихии музыки.
Тихая лирика материнства
У мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается
лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми.
Если мама будет регулярно напевать недоношенному ребенку,
он гораздо быстрее наберется сил.
он гораздо быстрее наберется сил.
У матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до
их рождения, снимались проявления токсикоза, облегчалось течение беременности.
Раньше считали, что младенческий возраст - самый
подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ.
Исполняя колыбельную песню, мать кодирует сына или дочь на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Это обусловливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем.
Примечательно, что нет ни одной колыбельной песни, программирующей на неудачу или описывающей безысходное положение. Данным фактором ученые объясняют статистику, согласно которой люди, засыпавшие под колыбельные, по достижении взрослого возраста становятся более успешными, чем те, кто колыбельных не слышал.
Исполняя колыбельную песню, мать кодирует сына или дочь на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Это обусловливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем.
Примечательно, что нет ни одной колыбельной песни, программирующей на неудачу или описывающей безысходное положение. Данным фактором ученые объясняют статистику, согласно которой люди, засыпавшие под колыбельные, по достижении взрослого возраста становятся более успешными, чем те, кто колыбельных не слышал.
Интересно, что колыбельные песни всех народов мира имеют
схожие черты: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации.
Но в песне каждого народа много своих «секретов»: в них
заключается своя философия и свой взгляд на жизнь, ударения в словах подчиняются своему ритмическому рисунку, они отражают обобщенную модель мироздания своего народа, по которой ребенок в первый раз знакомится с миром.
от 1 до 3 лет
Первый год – это стартовая площадка для запуска всех
возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее
развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого момента он начинает не ползать, а
ходить, а значит – значительно лучше и полнее видеть окружающий мир. Во-вторых,
кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими дает значительный толчок
его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки
различные предметы и музыкальные игрушки.
Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, играющие
мелодии машинки и др.) сейчас выпускается огромное количество.
При этом вам, возможно пригодятся несколько правил.
1. Музыкальные игрушки должны быть не спрятаны в
шкафу, а лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться. Это
дает возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша
интересует.
2. Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие
звуки.
3. Музыкальных игрушек не должно быть чересчур
много. Если буквально все, к чему прикасается ребенок, звучит и поет, это явный
перебор. Наступает звуковое пресыщение, когда музыка воспринимается не как
радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.
В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша
приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих
музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты
развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребенка, формируют
его музыкальный вкус.
В покупке таких инструментов тоже надо знать меру. Иногда
родители покупают сразу много музыкальных инструментов и игрушек. Малыш мечется
от одного к другому, быстро устает от избытка впечатлений и, наконец,
забрасывает в угол все это звенящее, поющее, свистящее богатство, так и не
научившись играть. Детские музыкальные инструменты следует осваивать
поочередно. Пока ребенок не научился играть на одном, не стоит давать ему
следующий. И здесь, конечно, потребуется ваша помощь.
Попробуйте вместе с ребенком подбирать мелодии на слух.
Это не только развивает его музыкальные способности, не только доставляет
ребенку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на
настоящем музыкальном инструменте.
Начинайте с подбора самых простых мелодий, состоящих из
двух-трех и даже одной ноты, например: «Тра-та-та, тра-та-та, от-во-ряй-те во-ро-та». Сначала напойте песенку, а потом
покажите малышу, как это звучит на том или ином инструменте. Дети в этом
возрасте обожают подражать, и ваши сын или дочка непременно постараются
подобрать мелодию сами. Похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно
мелодии и песенки можно усложнять.
Теперь о том, как научить малышей петь и танцевать.
Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные
способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа
ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь
«раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере
проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все больше
проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески
поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон либо предмет,
изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому
научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем,
вы поете ребенку песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев – быстро.
Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время
запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева –
прыгает.
Можно использовать при пении и иллюстрации. Например,
когда вы поете новогоднюю песенку – перед ребенком лежит рисунок Деда Мороза,
Снегурочки или просто зимний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе –
изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить
внимание, войти в образ песни.
Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под
музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать
движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто
доставляют радость. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы помочь крохе
овладеть простейшими танцевальными движениями.
Научите малыша покружиться под музыку, ритмично
пристукнуть каблуком в такт, прохлопать в ладоши и другим движениям. Часто
маленькие дети танцуют, не слушая музыку. Обратите на это их внимание.
Объясните также, что под музыку марша шагают бодро, делают четкие, уверенные
движения. Под плавную музыку выполняются медленные, спокойные движения.
Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами или вместе с вами под
нее самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения. Вы увидите,
насколько велики способности крохи к двигательной импровизации.
Очень хорошо, когда танцам малыша учит старший брат или
сестра. Не надо забывать один из важных принципов педагогики Марии Монтессори
«Дети обучают других детей лучше, чем взрослые».
Неплохо при возможности пригласить друзей вашего ребенка
и устроить групповые танцы. В этом случае взрослый или ребенок, умеющий
танцевать, встает в центр круга, а все выполняют движения за ним.
Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь
малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того,
наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего раньше
не знали.
Как научить малыша подпевать?
Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.
Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение без
музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети
любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко.
Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая
вам, начнёт изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет
гримасничать и кривляться.
Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни.
Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни - оживлённо.
Помните: маленький ребёнок начинает присоединяться к пению
взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы
в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые
слова.
Например: песня «Маленькая птичка».
Маленькая птичка прилетела, к нам, к нам.
Маленькой птичке
зёрнышки я дам, дам,
Маленькая птичка
зёрнышки клюёт, клюёт.
Маленькая птичка песенки поёт, поёт.
Ля, ля, ля, ля, ля.
Малыш очень мал, ещё не говорит, но слышит, как для него
поют. Ему это нравиться, и вот его первый отклик, его первое участие в пении:
это проговаривание «Да», -то, что, собственно, ему по силам.
Например: «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поёт:
Ладушки,
ладошки,
Звонкие
хлопошки,
Хлопали в
ладошки,
После каждого куплета вы протяжно поёте «Да» и хлопаете по
коленям двумя руками подчёркнутым, фиксированным движением.
Хлопали немножко.
Да!
Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и
в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в
совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых
шажков.
Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем
и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно,
вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.
Вслед за подговариванием идут звукоподрожания. В текстах
песен о кошке, собачке, и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав,
мяу, и т. д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно
звукоподрожают в нужном месте текста. Вот ещё один шажок к совместному участию
в пении.
Вот наш
Бобик, славный пёс. Ав! Ав!
Белый лобик
чёрный нос. Ав! Ав!
Бобик, Бобик
лапку дай. Ав! Ав!
Сядь на коврик и не лай. (Грози пальчиком)
Ребёнок не только слушает песенку, но его Ав! - посильное
участие в пении- уже очень близко к интонации, которую передаёт в своём голосе
мама.
Ещё шажок вперёд.
Существует много песенок, в которых есть слоговое пение:
«ля-ля», «баю-баю».
Например: «Поёт, поёт моя Танечка» (или мой Вовочка).
Поёт, поёт моя Танечка,
Поёт, поёт
хорошая,
Хорошая,
пригожая.
Поёт, поёт
свою песенку:
Ля-ля,
ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля!
(2 раза).
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поёт. Первое
время ребёнок вместе с мамой поёт «ля-ля», затем, если захочет, «поёт» «ля-ля»
один. Не захочет один-пойте вместе с ним.
Иногда, войдя в комнату, где играет ребёнок, вы услышите,
как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т. д. То есть «ля-ля» входит
в его игру и потихоньку входит в его жизнь.
Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году
жизни-целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с
музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень многие дети. Если вы
знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит
об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребёнка.
Музыкальное развитие идёт у всех по-разному; большую роль
играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами
воспитываете его.
Консультация для родителей ясельных групп
Малыш-дошкольник живет, играя, в игре он познает мир.
Правильно организованная игра помогает ребенку закрепить, уточнить, обогатить
представление о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. А
багаж этих представлений, накопленный в первые годы жизни уже достаточно велик.
Наш малыш научился различать предметы по их форме, цвету, размеру. В звучащем
мире он способен выделить звуки громкие и тихие (иначе говоря, он различает
звуки по силе), может распознать мужской голос, женский, детский (а это значит,
что он различает звуки по тембру-окраске).
Вступив в возрасте около трех лет в эпоху игры, малыш с
ее помощью продолжает овладевать миром. Если мы приглядимся к стихийно
возникающим играм детей, то легко обнаружим, что в них, в частности, ясно
выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает случая выявить звуковые
возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, стучит). Он
пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой
даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны (есть в
ассортименте наших "музыкальных" игрушек и беззвучные). Он
постарается понять, каков язык звуков.
Игры со звуками, о которых мы поведем речь, естественное
дополнение к "звуковым забавам" малышей. Они помогут ребенку лучше
научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски,
сознательно комбинировать эти свойства звука.
Для игр нам нужны будут музыкальные игрушки, о некоторых
из них мы сейчас расскажем.
Прежде всего - ударные игрушки. Это барабаны, бубны,
погремушки, колокольчики, металлофон. По барабану действительно ударяют (рукой
или палочкой), ударяются и по металлофону молоточками, а вот колокольчик бубен
и погремушку можно просто встряхивать.
Духовые инструменты представлены разнообразными дудками.
Звук возникает, когда вдуваешь воздух в трубку. Но есть такие дудки, которые
дудят, наоборот, когда воздух втягиваешь из дудки в себя. Если дудка к тому же
снабжена клапанами, то надо, вдувая воздух в трубку, еще и клапан открывать.
Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут
быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Размер коробочки должен быть
такой, чтобы ребенок мог взять ее в руку. Путь дети сами наполняют такие
коробочки мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте,
как они звучат. Путь ребенок скажет, какая коробочка звучит звонко, а какая
глухо. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку, например:
звонкий, светлый, мягкий, глухой, темный. Обратите внимание на то, какая
игрушка больше всего понравилась вашему ребенку, а потом спросите, почему она
понравилась. По ответу ребенку можно судить, какие звуки его привлеки тихие,
мягкие или резкие громкие, звонкие (но, быть может, ребенку понравился просто
внешний вид игрушки?)
А теперь попробуем поиграть в игру "лесное
эхо". В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный
по силе. Сначала помогите ему вспомнить, что такое эхо (наверное, вы слышали
вместе, когда гуляли в лесу?), как оно тихо отвечает на наши громкие крики.
Можете сказать, что во всякой музыке есть звуки громкие и
тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает в нотах, как
надо играть: громко (форте) или тихо (пиано), что от этих слов происходит
название музыкального инструмента, хорошо всем знакомого.
Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у
того игрушка обязательно должна звучать громко, а у того, кто отвечает тихо.
Ведь это эхо отвечает.
Затем можно обменяться ролями и игрушками. В следующих
играх уже без игрушек и инструментов, а собственными ладошками, мы проверим,
насколько внимательны дети к конкретным заданиям, оценим их память и
координацию движений.
Эти игры со "звучащими жестами" (то есть
движениями рук, кисти, пальцев) вам уже знакомы. Хочется добавить, что
естественные, ловкие, точные движения, которые дети будут развивать в играх,
очень нужны тем, кто будет учиться играть на каком-либо музыкальном
инструменте.
Итак, начнем игру "Зеркало". Условие игры
такое: первый играющий может хлопать так, как захочется. Но второй играющий
точно как в зеркале должен повторить действия первого. Пусть взрослый и ребенок
сядут друг против друга. Начинает игру взрослый. Мы советуем прохлопать
плоскими ладонями медленно и очень равномерно 3-4 раза. Ребенок должен точно
повторить количество хлопков, уловить их темп. Теперь вы ставите задачу более
сложную: хлопков больше и характер их сложнее. Например, сначала вы хлопаете
ладонями 4-6 раз громко, а потом оставьте несколько пальцев - получится ни так
громко. На следующий раз, хлопнув три - четыре раза ладонями, похлопайте три
раза двумя руками одновременно по своим коленям, закончите хлопками
"неполными ладонями".
Поменяйтесь ролями, пусть ребенок дает вам задание. Если
ваш ребенок не очень внимателен и часто отвлекается, то именно в этом варианте
игры вы сможете помочь ему развить внимание к действиям. Вам придется намеренно
ошибаться, чтобы дать ребенку возможность поправить вас: внимание развивается
не только тогда, когда действуешь сам, но и тогда, когда следишь за действиями
другого.
Сделаем еще один шаг вперед. Предложите малышу помочь вам
спеть. Итак, кто-то из взрослых напевает мелодию, а ребенок в это время
равномерно хлопает в ладошки или стучит кулачками, но, не заглушая мелодию,
тихо. Понравилось? Споем еще раз!
Теперь предложите ребенку взять, скажем, погремушку. Родителям нужно обязательно присмотреться, прислушаться, как ребенок хлопает в ладоши или постукивает погремушкой - равномерно, тихо или громко, неровно и резко. Вооружитесь терпением и выдержкой. Если малыш играет громко и заглушает мелодию, не одергивайте его, а спокойно скажите, что от него требуется в этой игре. Покажите, как удобнее взять игрушку, как свободно, без напряжения хлопать ладошками. Некоторые малыши, напротив, слишком робеют. Их сопровождение почти не слышно, бывает, они и вовсе останавливаются. Таких надо подбодрить.
Дети, которые ходят в детский сад, с радостью вспоминают, если их попросить, что они там пели или слушали на музыкальном занятии. Послушайте, что ребенок скажет или споет. При первом исполнении песенки не поправляйте его, если мелодию своей любимой песенки поет не очень чисто, потом попросите малыша спеть еще раз. Бывает полезно пропеть мелодию вместе с ребенком.
Теперь предложите ребенку взять, скажем, погремушку. Родителям нужно обязательно присмотреться, прислушаться, как ребенок хлопает в ладоши или постукивает погремушкой - равномерно, тихо или громко, неровно и резко. Вооружитесь терпением и выдержкой. Если малыш играет громко и заглушает мелодию, не одергивайте его, а спокойно скажите, что от него требуется в этой игре. Покажите, как удобнее взять игрушку, как свободно, без напряжения хлопать ладошками. Некоторые малыши, напротив, слишком робеют. Их сопровождение почти не слышно, бывает, они и вовсе останавливаются. Таких надо подбодрить.
Дети, которые ходят в детский сад, с радостью вспоминают, если их попросить, что они там пели или слушали на музыкальном занятии. Послушайте, что ребенок скажет или споет. При первом исполнении песенки не поправляйте его, если мелодию своей любимой песенки поет не очень чисто, потом попросите малыша спеть еще раз. Бывает полезно пропеть мелодию вместе с ребенком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий