Великие композиторы


Музыканты шутят
Забавные случаи 
из жизни великих музыкантов
Совсем просто
Иоганн Себастьян Бах сыграл на органе одну из своих прелюдий ученику, пришедшему его проведать. Ученик стал восхищаться превосходной игрой маэстро. Бах, прервав его, сказал:- В этом нет ничего удивительного: надо только своевременно нажимать соответствующие клавиши, а всё остальное сделает сам орган!
Добрый совет
Один юноша спросил Моцарта, как писать симфонии.
- Вы еще слишком молоды. Почему бы Вам не начать с баллад? - сказал композитор.
Юноша возразил:
- Но ведь Вы же начали писать симфонии, когда Вам еще не исполнилось десяти лет!
- Да, - ответил Моцарт, - но я никого не расспрашивал, как их следует писать.
Я тоже
Как-то на вечеринке в богатом доме, куда был приглашен Россини, одну даму попросили спеть. Она долго жеманилась, но в конце концов согласилась спеть каватину Розины из «Севильского цирюльника». Прежде чем начать, она обратилась к Россини:
- Ах, маэстро, если бы вы знали, как я боюсь!
-Я тоже, - отозвался Россини.
Князей много...
Как-то после довольно резкого разговора с князем Лахновским Бетховен написал ему: «Князь! Тому, кем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тому, кем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи. А Бетховен - только один».

Незнакомка
Выдающийся ученый и композитор Бородин был весьма рассеянным человеком. Как-то он поехал за границу. Во время проверки паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин в то время думал про что-то свое и не понял сразу вопроса. Чиновник посмотрел на него с подозрением:
- Не знаете, как зовут вашу жену?
В этот момент в помещение вошла его жена Екатерина Сергеевна. Бородин бросился к ней: - Катя! Ради бога, как тебя зовут?
Стимул 
Глинка долго и безуспено репетировал с певицей Лилеевой, которая имела прекрасный голос, но никак не могла придать соответствующей выразительности партии Гориславы в «Руслане и Людмиле». Чтобы как-то вызвать к жизни ее вялый голос, Глинка тихо подкрался и ущипнул ее. Она, конечно вскрикнула от неожиданности и боли.
- Ну вот, - похвалил ее композитор, - теперь вы и сами видите, что этой фразе можно придать и жизнь, и выразительность. Вот так и пойте.
Мы все поем...
Однажды Шаляпин после спектакля вышел из Большого театра и сел на извозчика. Когда они отъехали, извозчик спросил:
- А ты господин, чем занимаешься?
- Да вот пою.
- Я о другом. Я спрашиваю, чем ты занимаешься? Петь – это мы все поем. И я пою когда грустно становится. Я спрашиваю, что ты делаешь?

Мозговладелец
Своего младшего брата Иоганна Людвиг ванн Бетховен недолюбливал. Иоганн, будучи аптекарем, скопил солидный капиталец, купил имение и очень этим кичился. Под Новый 1823 год Иоганн послал старшему брату визитную карточку, на которой размашисто подписался: «Иоганн ванн Бетховен. Землеаладелец». Композитор отослал карточку назад, написав на обороте: «Людвиг ванн Бетховен. Мозговладелец».
Семь интересных фактов о великих русских композиторах
Сегодня мировая классическая музыка просто немыслима без произведений русских композиторов, хотя отечественная композиторская школа появилась только в 19 веке. О каждом из знаменитых людей можно рассказать что-то необычное. Прокофьев, например, гениально играл в шахматы, Бородин был профессором химии, а Рахманинов настолько щепетильно относился к своим рукам, что обувь ему надевала супруга. Сегодня – самые интересные факты из жизни и творчества русских композиторов.
Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки
Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.
Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.
А вот премьера второй оперы композитора - «Руслан и Людмила» - принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки – 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.
Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: «Полной автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин «в четверть часа под пьяную руку». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.
Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.
Прокофьев придумал особый вид шахмат
Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.
Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена «вредной». Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы – доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей (1909 г.).
Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими постами.
Скрябин - создатель светомузыки
Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке. Его глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной жизни в начале XX века.
Так, в партитуру написанной им симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию для света. Но премьера из-за технических неполадок прошла без световых эффектов.
Кембридж удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации
Пётр Ильич Чайковский – одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых высот.
Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.
Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: «Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академия изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.
Римский-Корсаков умер из-за своей оперы
Николай Андреевич Римский-Корсаков - известный дирижёр, музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель. Сын крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной певческой капеллы.
Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.
Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.
Первая постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора - 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»: «Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина»
Композитор Бородин основал Русское химическое общество
Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.
Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов.
Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.
Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов
Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший мировой композитор – покинул Россию в 1917 году и осел в США. Практически 10 лет после отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком, стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.
У Рахманинова была уникальная особенность – самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш. При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.
Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»          http://subscribe.ru/group/na-zavalinke/6232890/




Хачатурян Арам Ильич 
(1903—1978), 
композитор, педагог. 
Родился 6 июня 1903 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье переплётчика.
В 18 лет переехал в Москву. В 1929г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции М.Ф. Гнесина, а в 1934г. - Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. Первая симфония (1934г.), Фортепианный концерт (1936г.) и первый балет «Счастье» (1939г.) сразу принесли ему известность, даже славу.
В 1942г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна. В 1943г. композитор закончил Вторую симфонию. В 1944г. написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР. В 1946-1947гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония.
В 1950г. Хачатурян был приглашён преподавать в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в 1951 г. занял также должность профессора Московской консерватории. Он воспитал таких композиторов, как М.Л. Таривердиев, А. Я. Эшпай и многие другие.
В 1954г. Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор закончил своё лучшее произведение - балет «Спартак». В 1959г. Хачатурян стал лауреатом Ленинской премии; через год избран почётным членом Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и почётным профессором Мексиканской консерватории.
Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья, обретших новую жизнь в классических формах мирового музыкального искусства.

Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов.
Арам Хачатурян - Вальс из кф Маскарад


Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске, находившемся тогда в составе Вятской губернии. В 1852-1859 годах Пётр Чайковский обучался в Императорском училище правоведения, по окончании которого получил чин титулярного советника и стал работать в Министерстве юстиции.
В 1862 году он становится одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге, а в 1865 году оканчивает её с серебряной медалью и сразу же переезжает в Москву, где получает профессорскую должность в консерватории. С 1872 по 1876 годы П. И. Чайковский трудится музыкальным критиком в газете «Русские ведомости».

Всемирную славу Чайковскому принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.
В 1885 году он становится директором отделения российского музыкального общества в Москве. В 1893 году Чайковский удостоен звания Почётного доктора Кембриджского университета. 16 октября 1893 года состоялось последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией.
Величайший русский композитор, дирижёр, педагог оставил после себя 10 опер, 76 опусов, три балета, 7 симфоний, 4 сюиты. 

Предлагаю Вам окунуться в звуки прекрасной музыки Величайшего композитора. 
"Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" 
(Мультфильм 'Щелкунчик')
"Танец маленьких лебедей" 
из балета "Лебединое озеро" 
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ
Как симфония жизни владеет сердцами
Звуковая, зовущая к небу волна ...
О Чайковском сейчас говорить не словами,
И не выдумать даже такие слова.

Мир давно побежден. Не мечом, не в сраженьях
И не силою знанья. Невидимым тем,
Тем бессмертным, что слышится в каждом движенье,
В каждом звуке его музыкальных поэм.

Ту вселенность, что в русской душе непреложна,
Он в гармонию звука сумел перелить.
Его музыка, как откровение Божье,
С его музыкой легче и радостней жить.

Простота  и сердечность. Торжественность, грозность
Каждый шелест земли, каждый рокот волны,
Необъятного неба бескрайняя звёздность
Им в симфонию звука в одно сведены.

Его творчество символ нездешнего света,
Победителя в век нарастающей тьмы.
Им нетленная слава России пропета
Нашей страшной и горькой, великой страны.
                                                Ольга Скопиченко

"Сказки старого пианино" 
о жизни и творчестве гениального немецкого композитора 
И.С.Баха

"Сказки старого пианино" 
фильм о жизни и творчестве великого композитора 
Людвига ван Бетховена

"Сказки старого пианино" 
фильм о жизни и творчестве великого композитора 
Амадея Моцарта

"Сказки старого пианино" 
фильм о жизни и творчестве итальянского композитора 
Антонио Вивальди

"Сказки старого пианино". 
Письма.
Фильм о жизни и творчестве великого композитора 
Роберта Шумана

"Сказки старого пианино". 
Записки гурмана.
Фильм о жизни и творчестве великого композитора 
Джоакинно Россини

"Сказки старого пианино". Элегия.
Фильм о жизни и творчестве великого русского композитора
П.И.Чайковского

"Сказки старого пианино". 
Четвертый апельсин.
Фильм о жизни и творчестве русского композитора 
С.С.Прокофьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий