вторник, 26 мая 2015 г.

Использование театрализованных игр 

для развития детей

(Консультация для родителей)

                   


“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
  А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
 

Дошкольный  возраст – это возраст, когда формируется личность ребенка. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. Раньше он общался только с матерью. Со временем  круг общения ребенка  расширяется, в него уже входят не только сверстники, но  и другие взрослые.
   Ведущая деятельность в детском саду  – игровая.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, который активно применяется в детском саду. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой.  Но дети, не имея жизненного опыта, творческого воображения не могут отразить в игре эмоциональное состояние, поэтому  большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность.
   Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Эти  занятия   помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют   проявлению любознательности, настойчивости, целеустремленности, развивают эмоции при разучивании ролей.
Используя театрализованную  деятельность в детском саду, каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Этому способствует распределение ролей, игровые упражнения, этюды. Например, при работе над сказкой  «Теремок» - одни дети разыгрывают очередную сценку, используя куклы бибабо на ширме; другие разыгрывают эту же сказку в форме настольного театра; третьи – драматизируют. Такая работа проводится в соответствии с воспитательно-образовательной деятельностью, которую осуществляет музыкальный руководитель и воспитатели.
Театрализованная деятельность включает в себя:
  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения
Развитие театральной деятельности в детском саду  и накопление эмоционального  опыта у детей - длительная работа, которая требует также участия родителей. Важно участие родителей в утренниках и развлечениях, в которых родители и дети являются равноправными участниками.  Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Родители также могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Практикуйте дома различные интересные занятия, которые увлекут вашего ребёнка и не дадут ему заскучать!
Практический материал в помощь родителям
Игры - потешки
В эти забавные игры можно играть где угодно— все зависит от  вашего воображения.
Хома-хома-хомячок
Стишок сопровождается определенными движениями
Хома, хома, хомячок 
хлопаем в ладоши
Хома  - рыженький бочок 
правой рукой поглаживаем левый бок, затем левой рукой поглаживаем правый
Хома рано встает 
потягиваемся, руки вверх
Щечки моет,
трем щечки кулачками
Шейку трет
трем шею кулачками
Подметает хома хатку
делаем движения руками как будто подметаем пол
И выходит на зарядку
идем на месте, маршируя
Раз!
руки в стороны
Два!
руки в исходное положение, к груди
Три!
руки в стороны
Четыре!
руки в исходное положение
Пять!
руки в стороны
Хома сильным хочет стать
 руки согнуты к плечам, кулачки сжаты, мускулы рук напрягаем, как у силачей

Игры–стихи
Учим детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Взрослый  читает стихотворения, ребенок  имитирует движения по тексту:
Музыканты
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.                  Л.П.Савина

         Мотылек
         Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Присел отдохнуть
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Напиться присел
На росистый лужок.
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Присел подремать
На прохладный пенек.
Пальчиковые игры
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум.  У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя и ребенка.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту.
                             Домик

Я гуляю во дворе                 
хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой
Вижу домик на горе         
ритмичные хлопки ладошками
Я по лесенке взберусь      
раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!                   
поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой
                          Котёнок
Шёл один я по дорожке,
показываем один пальчик
Шли со мной мои две ножки
показывает два пальчика
Вдруг на встречу три мышонка,
показываем три пальчика
Ой, мы видели котенка!
хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову
У него четыре лапки,
показываем четыре пальчика
На лапках - острые царапки,

царапаем ноготками поверхность того что под рукой
Один, два, три, четыре, пять,
на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков
Нужно быстро убегать!

двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности
                            Комар

Летит муха вокруг уха, жжж
водим пальчиком вокруг уха
Летят осы вокруг носа, сссс
водим пальчиком вокруг носа
Летит комар, на лоб - оп
пальчиком дотрагиваемся до лба
А мы его - хлоп
ладошкой до лба
И к уху, зззз
зажимаем кулачок, подносим его к уху
Отпустим комара? Отпустим!
подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку

Домашний кукольный театр

Для домашнего кукольного театра можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.
Очень легко и быстро, можно сделать куклу на пальчик из бумаги. Ребенок надевает атрибуты на пальцы, сам действует за персонажей. Пальчиковый театр хорош тем, что один ребенок может сразу показать несколько персонажей.
Вам потребуется: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, нитки мулине.
Способ первый.
·        Вырежьте прямоугольник со сторонами 5 и 6 см из     нужного цвета бумаги.
·        Сверните в трубочку и склейте концы. Заготовка для куклы готова.
·        Теперь вырежьте из бумаги глазки, ушки, носик, юбочку и т. д. и наклейте их на заготовку или нарисуйте все фломастерами.
·        Для волос используйте нитки мулине.
Способ второй.
·        Из цветной бумаги вырежьте сектор, угол у которого должен быть прямым, со сторонами 6 см.
·        Склеив стороны, вы получите конус — основу для вашей куклы.
·        Если вам нужны волосы, сделайте пучок из ниток мулине и приклейте его внутри вершины конуса, словно волосы растут из макушки.
Сюжет спектакля должен быть коротким по времени и строиться на хорошо известных сказках. Для детей 3-4 лет   подходят   известные всем русские сказки: «Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Лиса да заяц». Для детей постарше   будут интересны сказки: «Гуси-лебеди», «Петушок-золотой гребешок», «Три поросенка» и т.д.
Настольный театр
Разновидности настольного театра разнообразны – это двухсторонние картинки, самые разнообразные игрушки (фабричные, самоделки из природного материала, бросового и других материалов). Ребенок может создать героев из пластилина, глины. Темы для показа подбирать из любимых, хорошо знакомых произведений. Когда театр готов – разыгрывайте сценки из хорошо знакомых сказок. Учите детей мимикой, жестами, голосом изображать разных персонажей, подражая им. Привлекайте детей к участию в подготовке декораций, атрибутов к спектаклям.

Игры со скороговорками
Упражнения в произношении скороговорок  не только веселое и интересное занятие, но и полезное для улучшения или исправления дикции. Вначале скороговорки нужно произносить очень медленно и четко, с каждым разом увеличивая темп. Скороговорка считается выученной, когда ребенок сможет быстро и  без запинки повторить ее три раза подряд.
 Кто быстрее?
Выбираются два ребенка, и кто точнее и быстрее произнесет скороговорку, тот победил. Желательно, что бы скороговорка была игрокам до игры не известна.
 Варианты скороговорок:

  • У бабы бобы, у деда дубы.
  • Раскажу вам про покупки,
    про крупу да про подкрупки. 
  • Угольки поставили в уголки,
    В уголки поставили угольки.
  •  Вы малину мыли ли?
    Мыли, но не мылили.
  • На окошке крошку-мошку
    Ловко ловит лапой кошка. 

Список использованной литературы:
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
Т. Доронова. Играют взрослые и дети. Линка-пресс. Москва. 2006.
Л. Иванцова. О. Коржова. Мир кукольного театра. Феникс. Ростов -на- Дону. 2002

Комментариев нет:

Отправить комментарий