Консультация
для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
средствами музыки»
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котёнку –
Потруднее, чем играть в войну.
Если ты не защитил сестрёнку,
Как ты защитишь свою страну?
(А. Усачёв)
Как часто звучат
в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто:
“падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как
никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена,
эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету,
красоте, истине.
Дошкольный
возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких
человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить
нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным
влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные
идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое
счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.
Общеизвестно, что
дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие
окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно
переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку
Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений.
Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему
дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных
занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках,
сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут
человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства –
сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка
способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна
преобразовывать его нравственный и духовный мир. В нравственно-патриотическом
воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких
людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед
Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу",
"трудовой подвиг" и т.д.
Суть
нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить
в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории
и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
Большие
потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в
народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой
игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,
бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным
фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных
занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее
настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом,
обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие
содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы.
Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и
ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами
и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся
с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального
творчества.
Следующим этапом
работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с
образом Родины.
Для
ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это
дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и
друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование
его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание
ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.
Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети
любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют
про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Для
того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, они используются
в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения
стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с
ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном
Женскому дню 8 Марта.
Очень верно
подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к
матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в
человеке, достается ему от матери”.
Чувство любви к
родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к
родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников:
ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет,
ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную
сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и
средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов,
вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости,
грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к
образам реальной природы.
Выразительность
музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать
теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре
программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы
хорошо знакомых детям животных и птиц. Атмосфера радостной встречи с
родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его
сознания как гражданина и патриота. В заключении, хочется отметить: старая
истина – нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок
– зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается
нравственная чистота матери и отца. То, что упущено в детстве, очень трудно,
почти невозможно наверстать в зрелые годы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий