Семь интересных фактов о великих русских композиторах
Сегодня мировая классическая музыка просто немыслима без
произведений русских композиторов, хотя отечественная композиторская школа
появилась только в 19 веке. О каждом из знаменитых людей можно рассказать
что-то необычное. Прокофьев, например, гениально играл в шахматы, Бородин был
профессором химии, а Рахманинов настолько щепетильно относился к своим рукам,
что обувь ему надевала супруга. Сегодня – самые интересные факты из жизни и
творчества русских композиторов.
Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки
Михаил Иванович Глинка по праву считается
основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским
композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.
Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя»
(«Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично
соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым
искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие
черты национального характера.
А вот премьера второй оперы композитора - «Руслан и
Людмила» - принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы
состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера
первой оперы Глинки – 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика
её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после
четвёртого акта демонстративно вышел из зала.
Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка
писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: «Полной
автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера
посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там
пропадали». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал»
Константин Бахтурин «в четверть часа под пьяную руку». Тем не менее опера в
первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как,
по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой
первый парижский сезон была дана только 16 раз.
Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем.
Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал
прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и
персидский.
Прокофьев
придумал особый вид шахмат
Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и один из
крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным
вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал
студентом Санкт-Петербургской консерватории.
Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся
в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее
Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена
«вредной». Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в
лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил
на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и
Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные
концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в
них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так
называемые «девятерные» шахматы – доска с полем 24х24, на которой играют сразу
девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную
партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей (1909 г .).
Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным.
Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся
Москва была блокирована милицейскими постами.
Скрябин
- создатель светомузыки
Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные
способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в
Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке. Его
глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых
течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной
жизни в начале XX века.
Так, в партитуру написанной им симфонической
поэмы «Прометей» Скрябин включил партию для света. Но премьера из-за
технических неполадок прошла без световых эффектов.
Кембридж
удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации
Пётр Ильич Чайковский – одна из самых ярких фигур мировой
классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное
искусство до небывалых высот.
Многие считали его западником, но ему удавалось
удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими
традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он
написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.
Родные прочили ему карьеру военного офицера и были
категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя
будущего великого композитора с горечью заявил: «Петя, какой позор! Променял
юриспруденцию на дудку!»
Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно,
удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академия изящных
искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.
Римский-Корсаков
умер из-за своей оперы
Николай Андреевич Римский-Корсаков - известный дирижёр,
музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель. Сын
крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а
вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров
Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором
которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал
управляющему Придворной певческой капеллы.
Одной из любимых его тем в творчестве были
сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный»,
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок»
закрепили за ним прозвище Сказочник.
Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана
1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении
язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной
инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21
июня 1908 года.
Первая постановка оперы состоялась уже после смерти
великого композитора - 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в
Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»: «Последняя
опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на
Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина»
Композитор
Бородин основал Русское химическое общество
Александр Порфирьевич Бородин – русский
композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и
всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой
композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет.
Играл на фортепиано, флейте и виолончели.
Самым известным музыкальным произведением
Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку
Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу
Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того
времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на
18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное
произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога,
речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны,
народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и
Глазунов.
Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью
Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году
степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией,
был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным
членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического
общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали
химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он
исследовал первым ещё в 1861 году.
Руки
Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов
Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший мировой
композитор – покинул Россию в 1917 году и осел в США. Практически 10 лет после
отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке,
где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом
Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком, стремящимся к
уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что
покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал
несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд
Красной армии.
У Рахманинова была уникальная особенность –
самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12
белых клавиш. При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были
изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.
Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая
сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было,
только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!» http://subscribe.ru/group/na-zavalinke/6232890/
Комментариев нет:
Отправить комментарий