вторник, 27 октября 2015 г.
















27 октября исполняется 115 лет со дня рождения Лидии Руслановой (1900-1973) – российской и советской певицы,
Заслуженной артистки РСФСР.
Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным. Лидия Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые она собирала всю жизнь. Среди наиболее популярных её песен: «Степь да степь кругом», «Липа вековая», «Я на горку шла», «Златые горы», «Окрасился месяц багрянцем», «Светит месяц», «Валенки» и многие другие. Лидия Русланова исполняла и песни советских композиторов. Одной из первых исполнила «Катюшу».
27 октября 1782г. родился 
итальянский скрипач и композитор 
Никколо Паганини (1782-1840) 

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. Никколо всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Мальчиком он написал несколько произведений для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto). Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал в генуэзском театре Сант-Агостино. В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы», вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике.
Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл. Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».
25 октября 190 лет со дня рождения австрийского композитора, дирижера, скрипача И.Штрауса-сына (1825-1899)
Родился в Вене в семье известного композитора и дирижёра И. Штрауса. Теории музыки обучался у И. Дрекслера. Быстро овладел техникой игры на фортепиано и скрипке и с 1844 г. начал выступать как дирижёр собственного оркестра, конкурировавшего с оркестром Штрауса-отца. После его смерти Штраус объединил оба оркестра в один, с которым стал гастролировать по Европе, исполняя произведения как других композиторов, так и свои собственные. Кроме того, он занимал пост дирижёра венских придворных балов (с 1863 по 1870 г.). Излюбленным жанром стала для Штрауса танцевальная музыка: польки, мазурки, а особенно вальсы. Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки, пользующихся и сейчас огромной популярностью.
Штрауса называли королём вальсов за такие шедевры, как «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста» (оба 1867 г.), «Сказки Венского леса» (1868 г.), «Императорский вальс» (1890 г.) и др.



Помимо танцевальной музыки в творчестве композитора основное место занимает оперетта. Всего им создано 16 произведений этого жанра. Особую популярность получили «Римский карнавал» (1873 г.), «Летучая мышь» (1874 г.), «Цыганский барон» (1885 г.). Следует отметить, что творчество Штрауса как мастера венской оперетты оказало значительное влияние на таких виртуозов этого жанра, как И. Кальман, Ф. Легар и др.
С гастролями композитор неоднократно бывал в России, где его музыка восторженно приветствовалась. Он регулярно проводил гастрольные летние сезоны в Павловске в период с 1856 по 1865 г., затем в 1869 г. Именно благодаря впечатлениям от этих поездок родился знаменитый вальс «Прощание с Петербургом» (1858 г.). Штраус посещал Россию также в 1872 и 1886 гг.
Творчество композитора, светлое, яркое, жизнерадостное, признано и любимо во всём мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий