Для вас, родители

Как рассказать детям о музыке


Чтобы рассказать детям о творчестве, часто обращаются к писателям, композиторам, художникам – людям творческих профессий. Через музыку, слово, рисунок, можно ярче и доступнее продемонстрировать детям величие и очарование искусства, оказывающего огромное воздействие на нас.

Если вы решили рассказать своему ребенку о музыке Петра Ильича Чайковского, то при знакомстве с творчеством этого композитора необходимо дать ребенку послушать запись произведений «Детский альбом» и «Времена года».
После прослушивания переходите к обсуждению содержания и характера услышанного. Пусть ваш ребенок расскажет о своих впечатлениях от музыкального произведения. Такая эмоциональная подготовленность позволит вам рассказать ребенку о музыке и о композиторе.
Содержание вашего рассказа о композиторе должно включать интересную информацию о детстве, когда проявился его талант. Например, Чайковский или Моцарт сочиняли и исполняли свои первые музыкальные творения в 5-6 лет. Это будет примером для вашего ребенка, вселит веру в то, что и он когда-то сможет стать талантливым человеком.
Продолжая рассказ о музыке, обратите внимание на тот факт, что композитор, о котором вы рассказываете, записал музыку с помощью нот (покажите детям ноты). Объясните, что он это сделал для того, чтобы его музыкальное произведение мог исполнить любой музыкант.

Предложите ребенку попробовать по нотам поиграть на инструменте. Он поймет, что у него не получится без знания нотной грамоты. И что для исполнения музыкального произведения необходимо учится.

Расскажите о роли исполнителя, который тоже является творческим человеком. Покажите своему ребенку портреты прославленных исполнителей. Попросите ответить на вопросы: Для чего необходим исполнитель? Почему он должен быть творческим и талантливым человеком? Поясните, что благодаря исполнителям музыкальных произведений, мы можем слушать то, что написал композитор.

Далее рассказывая о музыке ребенку, научите слушать великие произведения. Дайте прослушать детям пьесу «Болезнь куклы» Петра Ильича Чайковского. Поясните, почему он почувствовал грусть девочки, у которой заболела кукла, услышал плачь девочки. Таким образом, ребенок учится слушать и понимать музыку. 
Расскажите, как важно вслушиваться в музыку, чтобы понять, какие чувства хотел донести до нас композитор.

Внимание родителям! 

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее, и прочее… Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители.
1. Играть – это СЛЕДОВАТЬ ТРАДИЦИИ.
Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
 Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
➡ Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИОн пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
➡ Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. МУЗЫКА И ЯЗЫК – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
➡ Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.
 Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
➡ Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫКак утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
➡ Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой ПРИУЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КОМАНДЕ». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
 Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия ВОСПИТЫВАЮТ МАЛЕНЬКИХ «ЦЕЗАРЕЙ»умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
 Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУПочему? См. пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
 Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
 Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье;
 Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру!
По материалам проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук
Д.К. Кирнарской
РАЗВИВАЙТЕСЬ С НАМИ!


Создание музыкальной 
среды дома

     Основной совет, который можно дать родителям, – побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка это постепенно станет потребностью.
В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку (аудиозаписи музыки для детей).
Семейные праздники. При подготовке необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или веселые сценки из семейной жизни.
Старших дошкольников можно привлечь к подготовке праздника - посильной уборке и украшению комнаты, к изготовлению поздравительных открыток, сувениров и др.
Домашний театр. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребенком из папье-маше, дерева, картона, ткани и т.п. Для музыкального сопровождения можно использовать магнитофонные записи, детские музыкальные инструменты или инструменты-самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты. 
Развлечения с использованием музыки. Совместное пение или пение взрослыми для ребенка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации («У медведя во бору», «Каравай», «Репка»); слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах и т.п.
Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.
Создание домашнего оркестра. Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофон и др. Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки.
Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребенком из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных к ниткам; пластиковых футляров, жестяных банок и т.п. Емкости наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Необходимо предоставлять больше возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами.
С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата и т.д.; ритм слов, например «ма-ма, ма-моч-ка; пал-ка, па-лоч-ка»; ритм знакомых попевок: «Со-ро-ка, со-ро-ка, где была? Да-ле-ко!» и т.д.; сопровождать собственное исполнение песенки или музыки, записанной на аудиокассете.



Консультация для родителей 
"Как научить ребёнка петь?"
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня – это не только музыка, но ещё и стихи. Кроме того, раннее пение – это путь к развитию музыкальности. Именно «ручеёк» хорошей песни рано или поздно приведёт вашего малыша к хорошей музыки – как серьёзной, так и лёгкой. Вот несколько рекомендаций по приобщению детей к пению.
1. Петь громко – не значит петь хорошо.

Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребёнка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную погоду или сырую погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь. Иногда родители ругают малыша: «что ты там мурлычешь под нос? Поёшь – так пой!». И ребёнок привыкает к мысли, что петь громко – значит петь хорошо.

2. При совместном пении не заглушайте голос ребёнка.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С. В. Образцов в своих воспоминаниях «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки». В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
3. Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво. 
Это очень важно, поскольку маленький ребёнок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Так, одна девочка 12 лет категорически отказывается петь только потому, что в возрасте 3-4 лет мама высмеяла её за фальшивое пение. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребёнка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
4. Используйте куклы и рисунки.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребёнком песню «Зайка», где запев поётся медленно, а припев – быстро. Возьмите куклу – зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, или, скажем, катится на коньках, а во время припева – прыгает. Можно использовать при разучивании песни иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку – перед ребёнком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж, песенку о лете – летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе – изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание.
Приобщению детей к пению также помогают игры. В игру «Кто первый?» хорошо играть вдвоём с братом, сестрой или другим ребёнком, пришедшим к вам в гости. Взрослый начинает тихо играть (или напевать без слов) мелодию известной детям песни. Кто первый узнает песню, получает очко. Игра может идти до 5 очков.

Можно играть в эту игру, если у ребёнка нет компании. Но тогда, как в телепрограмме «Угадай мелодию», он должен угадать песню по первым пяти, шести или более нотам. 



Другой вариант угадывания песни – по ритму. Вы прохлопываете ритм хорошо известной ребёнку песни. Потом просите его сделать для вас тоже самое. Такие игры развивают чувства ритма.

И помните пение, внесёт в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение.
  Консультация подготовлена по материалам журнала "Музыкальная палитра № 6". 


Тренируем слуховое внимание
Консультация для родителей

Медленно, очень тихо, словно боясь кого-то, в вашу комнату входит музыка… Знакомая, любимая… ощущение удивительного покоя и счастья охватывают вас, отступают заботы, далеко уносятся тревоги и печали.
Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе бессметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться. 
Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам, да еще что-нибудь жевать или говорить при этом, вряд ли можно рассчитывать на понимание серьезной музыки, вряд ли можно надеяться на то, что музыка когда-нибудь станет вашим другом.
Помните, обязательно помните, что музыка всегда начинается с ТИШИНЫ!
В ней она рождается и растворяется тоже в ней. 
Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок несомненно удивится, обнаружив, что тишина это вовсе и не тишина, потому что вся наполнена звуками. А может быть это особая тишина - звучащая? Наверное, для вас не составит особого труда придумать игровые упражнения для того, чтобы развить у ребенка умение внимательно слушать и слушать.
Вот примеры некоторых из них. 
Посадите ребенка рядом с собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было удобно и ничего не отвлекало от предстоящей игры. Попросите малыша закрыть глаза (говорите с ним при этом только едва слышным шепотом, чтобы ребенок постепенно настраивался на тишину). Задавайте ему вопросы, на которые ответы даются тоже шепотом. 
Какие звуки различаешь в комнате?
Откуда они доносятся?
Какие из них громкие, а какие едва слышны?
Какие звуки слышишь на улице?
Угадай, кто подал голос?
Какие звуки доносятся из соседнего помещения (из коридора, кухни, комнаты)?
Какие звуки тебе понравились, и какие совсем неприятны?..
Вопросы можно продолжать, обращаясь к собственному воображению.
Можно самим издавать шумы, комкая лист бумаги, поскрипывая дверью и т.д. Играя таким образом можно с ребёнком меняться местами.
Помогите вашему ребёнку, научиться слушать и слышать окружающий мир.

Правила для родителей на утренниках

Шпаргалка для родителей

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий